«Солдаты были людьми, спустившимися с небес». Борис Игнатьев — о жизни после 9 мая 1945-го
В эксклюзивном интервью «Советскому спорту» заслуженный тренер России Борис Игнатьев рассказал о тяжёлых временах послевоенного детства. Когда закончилась Великая Отечественная война, будущему футболисту было четыре с половиной года.
— Где вы жили с семьёй во время войны?
— Я жил в Нижнем Новгороде во время войны, в эвакуации. Получается, жили там с 1941 года по начало 1944-го, а потом переехали обратно в Москву. Мы не перебирались в Нижний Новгород, нас сами перебрали. Многие тогда уезжали в этот город, работали.
— Чем занимались ваши родители во время войны?
— Мама работала на Горьковском автозаводе, а отец в это время был в Москве, работал на авиационном заводе. Он был человеком, который должен был находиться там и выстраивать советскую авиацию.
— Можете немного рассказать о детстве?
— Моё детство после войны проходило в Москве. Я был свидетелем всего того, как закончилась война, как возвращались наши солдаты, как их встречали. Я жил на Неглинной улице тогда. Сколько было пролито слёз на глазах, объятий, подарков солдатам, различные пищевые подарки, продукты отдавали, да и солдаты веселились. Солдат и офицер в то время были людьми, спустившимися с небес. Вокруг каждого из них собирались толпы, каждый хотел их потрогать, дотянуться до этой истории. Это были самые настоящие легенды уже тогда. Мне хоть и было тогда пять лет, но это сильно отложилось в моей памяти. Отношение к героям войны не менялось никогда со временем. В моём представлении они являются по-настоящему героями. Все мои родственники были тогда безумно счастливы. У меня дядька тогда с войны вернулся. Слёз радости было море. Он был живым и здоровым.
— Какие эмоции вызывают воспоминания о том времени?
— Мне очень не хочется, чтобы мы возвращались в ту эпоху. Это время было крайне тяжёлым. Я помню, как в Нижнем Новгороде было крайне мало еды. Помню, картошка была на вес золота. Убираешь шкурку, солишь и кушаешь. Никак это не перевешивают те дни, когда проходили праздники. Это не перевешивает всего того, что происходило в обыденных военных днях. Мне бы крайне не хотелось, чтобы наше или следующее поколение окунулось в эту жизнь. Мне нравится больше жить в спокойной и мирной обстановке.
— А как развивался спорт в такое тяжёлое время?
— В военное время я даже не слышал о спорте, было не до этого. Сам я на бульваре катался в валенках. На Неглинной улице был бульвар, который построили пленные немцы. Там не было катка, конечно, но был снег. Мы закручивали коньки на валенки и катались, играя клюшками с шариком. До окончания войны я даже не знал, что такое спорт.
— Какой фильм о войне стоит посмотреть нам, молодому поколению, чтобы максимально проникнуться событиями тех лет?
— Я бы вообще не советовал смотреть определённый фильм о том, как выглядит 9 Мая. Считаю, что вне зависимости от даты нужно что-то смотреть про войну, напоминая себе о том, что когда-то такое было. Я считаю, что нужно формировать внутреннее представление об этом событии и дорожить всем тем, что люди прожили. Нужно 9 Мая вспоминать не сегодня, а постоянно, вне зависимости от праздников. Какой фильм – не играет никакой роли. Неважно, то ли хочется от фильма плакать, то ли смеяться. Все фильмы так или иначе к чему-то подталкивают. Это та страница жизни, которую нужно знать обязательно. Я просто советую что-то смотреть о войне, читать и запоминать.